В своей предыдущей статье, я подробно рассказал про то, как устроены штатные аудиосистемы в современных автомобилях BMW. Сейчас, опираясь на более, чем десятилетний опыт работ по аудиоапгрейду этих автомобилей, расскажу какие есть пути повышения качества звука, без видимых изменений интерьера и с минимальным вторжением в бортовую электронику. Вся информация для решений по улучшению аудиосреды в BMW, получена исходя из множества предварительных экспериментов, результатов прослушивания и измерений, что обеспечивает гарантированность результатов и подтверждено положительным опытом инсталляций в тысячи BMW разных моделей и комплектации.
Начнём с систем «stereo», которые являются базовыми для комплектации большинства кузовов и одними из наиболее распространённых на нашем рынке (о том, как понять какая аудиосистема установлена в вашем BMW можно понять из моей статьи ССЫЛКА). За долгие годы работы с BMW и общения с владельцами автомобилей этой премиальной марки, я ни разу не встречал человека, который был бы удовлетворён качеством звука системы «stereo», даже «говорящие» радиостанции при такой комплектации слушать не очень приятно, не говоря уже про музыку, которая звучит в этом случае просто безобразно.
С чего же начать и что делать, если у вас автомобиль с заводской аудиосистемой «stereo»? Первым что приходит в голову большинству владельцев таких автомобилей, обычно бывает идея заменить штатные динамики на более качественные. Это не лучший путь. Если вашей целью является самый бюджетный вариант, то просто дооснастите автомобиль ВЧ-акустикой (есть предложения, которые позволяют это сделать без разрезания проводов с использованием специальных кабельных переходников). Как максимум для малобюджетных вариантов можно принять установку в передние двери комплекта компонентной акустики (динамики должны быть с сопротивлением 4Ohm, чтобы не навредить штатному головному устройству). На этом всё, прочие дальнейшие действия по замене акустики не принесут особо значимого результата, а будут простой и практически бессмысленной тратой денег! Мощность штатного головного устройства очень незначительна и не позволит почувствовать разницу между штатными и более качественными динамиками и сводит на нет все финансовые затраты.
Отдельно отмечу, что из всех составляющих звука, вам очевидно не хватает только баса и высоких частот (которые начисто отсутствуют в системе «stereo»), то можно, собственно, просто и добавить в систему ВЧ-динамики и сабвуфер. Многим этого достаточно, а соотношение повышения качества звука к потраченному бюджету будет идеальным.
Что же я порекомендую тем, кому с завода досталась система «stereo» и есть желание получить нечто большее, чем просто добавление отсутствующих низких и верхних частот? Если у вас есть минимальные амбиции улучшить звучание системы до приемлемого уровня качества звука, а простое дооснащение ВЧ-динамиками и сабвуфером не является вашей конечной целью, сразу начинайте с установки усилителя. Причин на то несколько, во-первых штатная акустика не настолько плохая и подача на неё качественного сигнала поможет раскрыть её способности, а во-вторых, автомобильный усилитель устройство универсальное и его всегда можно забрать в следующий ваш автомобиль, даже если он будет не BMW. При этом, исходя из вышеназванных причин, я рекомендую сразу брать усилитель максимального бюджетного уровня, который вы сможете себе позволить (потребности могут расти, а у вас уже будет запас по возможностям системы).
Установив усилитель, даже на стоковые динамики, вы получите очень достойный по качеству звук и или будете этим полностью удовлетворены или получите определённую «точку отсчёта» по дальнейшему развитию своего проекта. Усилитель должен иметь полосовой (BP) фильтр в одной из пар каналов, это необходимо для динамиков в штатных местах под сиденьями, чтобы можно было обрезать частоты как снизу (чтобы не перегружать динамик), так и сверху (для стыковки с акустикой в передних дверях). Усилитель нужен как минимум четырёхканальный (две пары каналов используются на мидбасы под сиденьями, а ещё две пары для акустики в передних дверях) или шестиканальный (ещё две пары нагружаются на тыловые динамики).
Очень желательно брать усилитель со встроенным процессором или даже отдельно процессор и многоканальный усилитель (это, конечно только в том случае, если вы планируете поэтапно создать аудиосистему уровня сильно выше среднего). Штатное расположение динамиков в BMW, без процессорной обработки, не позволит получить значительное качество звука на жанрах сложнее популярной и танцевальной музыки и если ваши музыкальные предпочтения и требования заходят выше этих стилей, то процессорный усилитель (или отдельный процессор), является необходимостью.
Отдельно остановлюсь на том, как взять сигнал со штатного головного устройства (далее в тексте - ГУ). Если в автомобиле заводская система «stereo», то, как я уже писал ранее, АЧХ сигнала ГУ неровная и приподнята к краям диапазона, причём таким сигнал останется даже после организации линейного выхода. Соответственно если сигнал берётся не в цифре, то для того, чтобы получить его достойное качество, ГУ необходимо закодировать под опцию 676 (аудиосистема «Hi-Fi»), что даст ровную АЧХ на выходе.
Отмечу, что после такого кодирования сигнал приобретёт очень приличное качество (хотя на тыловых каналах сигнал и останется обрезанным по низким частотам, на фронтальной паре сигнал будет широкополосным и ровным), но побочным эффектом этого действия станет то, что уровень (проще говоря громкость) на выходе снизится примерно вдвое, что при использовании четырёхканального усилителя только на фронт, приведёт к тому, что задний парктроник (звучит из тыловой акустики), станет заметно тише переднего. Это не очень большая проблема, но о ней надо знать и быть к готовым к этому.
Если в системе будет использоваться усилитель без процессора, то желательно сделать линейные выходы (реализуется установкой дополнительной платы), если же используется процессор, то можно использовать и высокоуровневые сигналы. В автомобилях с системами «strereo», «Hi-Fi» и опцией S674A, не обязательно есть оптическая шина MOST (зависит от особенностей комплектации), но если эта шина присутствует, и вы планируете использовать процессорный усилитель или процессор с оптическим входом, то сигнал с помощью специального интерфейсного преобразователя можно взять в цифровом виде и это, при не очень высокой цене, даст заметное повышение качества и разрешения вашей новой аудиосистемы, при этом также потребуется кодирование ГУ.
Дальше расскажу, что делать владельцам автомобилей, кому повезло больше и с завода в их автомобиле установлена аудиосистема «Hi-Fi», опция 676 (о комплектации таких систем подробно рассказано в моей предыдущей статье). Здесь обычно три пути развития событий по улучшению звука и эти три варианта применяются либо по отдельности, либо в комбинации, либо все сразу, в зависимости от требовательности слушателя. Сразу отмечу, что сейчас, когда не во всех автомобилях BMW с такой опцией есть ВЧ-акустика, то опять же тем, кому не повезло, начать можно с этого дооснащения.
Поскольку в автомобилях с этой опцией уже присутствует внешний усилитель, то тут уже замена штатных динамиков на более чувствительные и качественные, принесёт заметный результат, но это снова путь для любителей простейших жанров, которые не очень требовательны. Обратите внимание, что сопротивление динамиков под сиденьями в системе «Hi-Fi» составляет 2Ohm, будьте внимательны при покупке, на рынке не так много подходящей акустики. Помимо этого факта, обращу внимание на то, что динамики в таких системах уже неплохого качества и менять эту акустику надо не на самую бюджетную, а на ту, что находится на ступень выше, в средней ценовой категории.
Тем, кто имеет более высокие требования к звуку, надо сразу менять штатный усилитель на процессорный многоканальник (сейчас есть даже модели со штатным разъёмом, которые позволяют произвести такую замену за считаные часы, включая настройку). После замены усилителя звук в автомобиле, даже при использовании штатных динамиков улучшится очень значительно и как показывает опыт, будет способен вполне соответствовать требованиям большинства любителей музыки. Единственным недостатком как замены акустики, так и замены усилителя, будет то, что с низкочастотной составляющей звука при таких заменах ничего принципиально заметного не произойдёт и если вам нравится качественный бас, то без установки полноценного сабвуфера не обойтись.
Всё выше сказанное про системы «Hi-Fi», в полном объёме также относится к автомобилям BMW которые с конвейера получили «урезанную» версию системы Harman/Kardon (опция S674A).
Теперь хочу рассказать о том как улучшить звук в BMW с штатными системами называемыми для разных кузовов и рынков сбыта или «Система HiFi Professional с DSP (опция S677A, эту же опцию можно встретить с названием «Top-Hifi» или «Logic 7»), или «Harman/Kardon система объемного звучания» (опция S688A), а так же с системами «Аудиосистема Individual» (опция S752A) и «Bowers & Wilkins High End Sound System» (опция S6F1A).
Обычно качество звука этих систем соответствует требованиям владельцев, за исключением нижнего баса и в первую очередь к таким системам добавляют сабвуфер. Те искушённые пользователи, кому не хватает качества в этих системах могут пойти двумя путями, один из которых относительно бюджетный и подразумевает доработку цепей питания в штатном усилителе и замену акустики. Отмечу, что эти действия работают только одновременно, т.к. доработку усилителя на штатной акустике услышать почти невозможно (не хватает разрешения0, а простая замена динамиков, без доработки усилителя приносит невысокий результат в сравнении с затраченными средствами. Сто касается второго пути, то он подразумевает полную замену всей аудиосистемы на альтернативную, с обязательным подключением процессора или процессорного усилителя по оптике (в этих системах есть всегда). Это довольно недешёвое удовольствие, но результат того безусловно стоит.
И в заключение, расскажу об улучшениях для систем Bang&Olufsen High End Surround Sound (S6F2A). Тут всего два варианта апгрейда, это или добавление в систему сабвуфера (уровень компонентов должен быть довольно серьёзным, чтобы соответствовать общему уровню системы) или полная замена системы на альтернативную с процессором и усилителями и компонентами уровнем выше среднего. Результатом такого проекта будет аудиосистема сильно выше обычного среднего уровня, близкая к соревновательному уровню, с соответствующими затратами. Отмечу, что такого рода апгрейд заказывают не так уж редко, как может показаться.